История канализационных люков

    История чугунных канализационных люков насчитывает уже более полутора сот лет. Появление их связанно с зарождением городских коммунальных служб в наиболее урбанизированных городах нашей планеты в 1830-40-е годы.
   В сознании людей колодцы неразрывно связаны с канализацией, несмотря на то, что есть масса прочих функций подземных коммуникаций. В литературе и киноискусстве такая взаимосвязь постоянно культивируется. Преступники бегут из непреступных тюрем именно через канализацию, вылезая где-нибудь на пустыре, насилу открыв тяжеленную чугунную крышку, которая смачно и гулко звенит о булыжную мостовую...
   Разумеется, здесь играет роль и хронологический фактор: водоснабжение и канализация пришли в города раньше света и телефона. Очевидность такого логичного на первый взгляд утверждения далеко не всегда на поверку оказывается обоснованной. За примерами далеко ходить не надо: столица России - Петербург - была телефонизирована в конце 19 века, но более-менее нормальная канализация появилась (да и то только в центре города) лишь в 30-е годы 20-го века - перед самой войной.
   В каждом городе специфика цивилизационного процесса, очередность возникновения новых коммунальных служб была своя, однако, в отношении канализационных люков, один общий фактор непреложен: когда улицы получили твердое покрытие, начали асфальтироваться, люки уже стали необходимостью.
   В 1880-х гг. в важнейших городах планеты появляется электричество, постоянный ток. Вдоль улиц выстраиваются цепи фонарей с лампами накаливания, электрифицируются железные дороги. Молодые электрические компании вступают в прямую конкурентную борьбу со старыми газовыми фирмами, со временем зачастую сливаясь в крупные концерны для снижения цен и удешевления развития сетей. Перед первой Мировой войной в Европе и США доминирующие электрические компании уже имеют сети по разветвленности не уступающие канализационным.
   Настоящий расцвет эры чугунных канализационных люков связан с появлением и развитием телефонных сетей. В России решающую роль в создании подземных телефонных коммуникаций сыграло «Шведско - Датско - Русское телефонное акционерное общество». В 1901 г. закончился контракт компании Белла на владение московской телефонной сетью и по результатам закрытого конкурса все права перешли к Шведско-датско-русскому АО, которое начало свою деятельность с расширения и коренной реконструкции станционных и линейных сооружений сети. К тому времени телефон в Москве и Петербурге существовал уже два десятилетия, однако телефонные линии, изготовленные из стального провода диаметром 2,2 мм, прокладывались по воздуху.
   В 1901-1903 гг. компания «Л.М. Эрикссон и Ко» возвела в Москве ультрасовременную по тем временам Центральную телефонную станцию в Милютинском переулке, кардинально реконструировав существующие линии. На магистральных направлениях были построены бетонные коллекторы для прокладки телефонных кабелей в свинцовой оболочке с воздушно-бумажной изоляцией, которые в отдельных местах и поныне находятся в рабочем состоянии. Смотровые колодцы этой системы закрывались специальными чугунными крышками, по дизайну сходными с люками телефонных колодцев в старой части Стокгольма и Копенгагена. Эти крышки и сегодня можно увидеть на улицах Москвы.
   В каталогах литейных заводов наряду с трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями, оградами и прочим изделиями  чугунные канализационные люки занимают важное место. В то время заводов было значительно больше, чем теперь: почти в каждом крупном городе было свое литейное производство, и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего района. Единого стандарта еще не было и существовало многообразие, а по люкам можно было проследить географию локальных сетей. Теперь крупные предприятия поставляют чугунные канализационные люки в целые регионы, и индивидуальность сохраняется только в спецзаказах, обычно для исторических центров крупных городов и отдельных компаний, желающих увековечить себя в монументальных произведениях из чугуна, чаще всего в рекламных целях.
   Развитие автомобилестроения, появление автотранспорта на улицах предъявило новые требования к канализационным люкам, поскольку тяжелые грузовики могли оказывать на крышки колодцев давление до 8 тонн. Люки, расположенные на оживленных трассах, оказались более подвержены износу, чем лежащие в тихих закоулках. Люки перепроектировались согласно новым инженерным требованиям, и были разделены на классы в соответствии с назначением. В разных странах принимались свои национальные стандарты, однако общемировая тенденция заключается в выделении классов тяжелых (с предельной номинальной нагрузкой 15-20 тонн) и легких канализационных люков (с допустимой нагрузкой до 3-5 тонн), а также в изменении формы и размеров люков в соответствии с назначением сети и видом использующегося в колодце оборудования. Тяжелые  чугунные люки, предназначенные для установки на проезжей части улиц, получили мощную выступающую внутрь колодца «хвостовую» часть, своеобразный стабилизатор, препятствующий сдвигу люка с колодца.
   Не смотря на технические изменения, декоративное оформление поверхности чугунных канализационных люков зачастую оставалось прежним. Таким образом, как уже отмечалось выше, оно может быть значительно старше самого люка. Традиционные «международные» орнаменты, такие как «вафли», «плетенка», радиальные линии, сетка, концентрические круги и другие, появившиеся еще в 19 веке существуют и поныне с незначительными изменениями.
   В начале 20 века по орнаменту, украшающему канализационный люк, часто можно было определить принадлежность люка определенной сети коммуникаций по функциональному признаку. Электрические компании предпочитали плетенку, санитарные - «вафли» (шашки), телефонные компании в США отдавали предпочтение шестиугольному «сотовому» дизайну («пельменница»), а в Европе - «стрелам молнии». Эти тенденции носили международный характер.
   Помимо геометрического орнамента на чугунных люках часто можно видеть надписи, несущие информацию о собственнике сети и, соответственно, люка: принадлежит ли он государству, городу или частной компании; о назначении сети - о том, что находится под люком; и о фирме-производителе люков, которая его изготовила.
   Имена многих знаменитых и скромных, давно исчезнувших и ныне процветающих компаний можно найти на крышках люков: Pacific Telephone & Telegraph Co, Burden Iron Works, Great Western Power Co, Hans & Jorgen Larsen, Бедризов и сыновья, Завод Лесникова, Мюр и Мерилиз, Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество, Акционерное общество Н. Зигель, Машиностроительный завод Сойфера… После революции 1917 г. в Советской России канализационные люки запестрели названиями артелей: артель «Серп и молот», артель «Металлист», «Механик», позже их сменили гордые названия металлургических заводов, трестов и городов, где находились литейные производства, иногда встречаются и годы изготовления; в 70-80-е годы 20 века предпочтение отдавалось ГОСТам и ТУ, а в настоящее время важнейшей информацией считается тип люка и функциональное обозначение колодца (В-водопровод, Г- пожарный гидрант, К- бытовая и производственная канализация, Д- дождевая канализация, ТС- тепловая сеть, ГС- газовая сеть и т. п.).
   В Европе и США (а с некоторых пор и у нас) существует особая каста люков: колодезные крышки, изготавливающиеся по спецзаказам для исторических центров крупных городов. Подобные крышки – подлинные произведения искусства, обычно включающие изображения городских гербов, символики, названия городов, юбилейные даты. Иногда сердцевина таких люков, лежащих где-нибудь на вокзале или в гипермаркете, выполнена из меди или латуни и надраена до блеска. Такие шедевры моментально бросаются в глаза туристам и… расчет рекламодателей оправдывается, ибо на люках нередко размещена реклама(!): здесь и китайский ресторан, и фешенебельный отель, и Интернет-провайдер… Забудешь телефон – не беда: люк всегда лежит на своем месте – можно пойти и посмотреть, в отличие от затерявшейся газеты, которую, возможно, давно выкинула жена. Бывают еще «дизайнерские» люки, отлитые по индивидуальному проекту для какой-нибудь галереи или культурного центра – здесь на крышке может быть любое, самое дикое и неожиданное изображение.
   Размер и форма крышек чугунных люков соответствуют колодцам - как раньше, так и теперь существуют большие и маленькие, круглые и квадратные, в соответствии с функциями. Однако в любом случае стандартный круглый люк должен быть не менее 550 мм (22 дюймов в США) в диаметре, чтобы человек мог пролезть в колодец. Размер в СССР часто варьировался от назначения. В России приняты стандарты в 645 и 680 мм, в США применяются 24 и 27- дюймовые крышки, 36- дюймовые ставятся, когда в колодце нужно разместить громоздкое оборудование.
   Лучший материал для изготовления канализационных люков, обладающий большим запасом прочности и высокими антикоррозионными свойствами для трудной уличной службы - серый чугун (рашпер). Изготавливается этот сплав обычно из переплавленного металлолома (блоков цилиндров автомобильных моторов). Такой сплав предпочтительнее стали, которая коррозирует, и слишком дорогого и легкого алюминия (что недопустимо с точки зрения безопасности: в сильный ливень алюминиевые люки могут легко быть выброшены из оправы напором стекающей в колодец воды, к тому же их гораздо легче похитить).
   В России используются в основном чугунные канализационные люки собственного производства, а также люки с запорными устройствами. Гибридные люки, представляющие собой сочетание чугунного корпуса, залитого бетоном, еще не получили в России широкого распространения.
   Маленькие 4-12 дюймовые люки называются «ручными» (handhole) люками. Они используются за рубежом для неглубоких колодцев, в которых установлены приборы, измеряющие подачу газа и воды, манометры, пожарные гидранты, брандспойты, запорные клапаны. В Европе бывают круглые, овальные, треугольные, прямоугольные, многоугольные «ручные» люки. В России подобной «узкой специализации» практически не существует, все оборудование находится в «больших» (manhole) колодцах (за редким исключением, каковым являются в основном газовые коммуникации, на которых иногда используются «ручные» неснимаемые откидывающиеся лючки-коверы, соединенные с оправой люка петлями).
   Самые большие люки, часто составные, установлены над большими насосами и трансформаторами. Бывают комбинированные люки (малый круглый в большом квадратном, например, - может открываться частично для инспекции и целиком для монтажа-демонтажа оборудования).
   Круглая форма не случайно получила наибольшее распространение: ведь квадратный люк может провалиться в колодец, а треугольный не соответствует форме человеческого тела. Круглый люк никогда не провалится в колодец, но вместе с тем он имеет особое качество - его можно катить. С одной стороны это плюс – когда его катят работники коммунальных служб, но есть и существенный минус, принявший в последние годы в России масштаб стихийного бедствия: кража крышек люков.
   Поскольку открыть канализационный люк даже без специального инструмента - дело не особо хитрое, защита люков от воров представляет большую проблему. Конечно, вес чугунного люка (а обычный люк весит 50-110 кг, в США - 250-300 фунтов) представляет некоторую сложность...но только не в России! Охотники за «халявным» металлом вывозят на пункты приема металлолома чугунные люки с улиц десятками. В результате чего у прохожих увеличился риск оказаться в городском канализационном коллекторе, а у автомобилистов – наглухо угробить свою подвеску.
   В США эта проблема решается применением многообразных запорных устройств. В Европе используются комбинированные (гибридные) люки из чугуна и бетона.
   В последнее время энтузиасты по всему миру собирают коллекции фото интересных люков, устраивают тематические выставки, в Интернете возникли сайты, посвященные искусству литых крышек смотровых колодцев коммунальных сетей (http://ru.wikipedia.org, поиск «Крышка чугунного люка»; http://q-line.ru/2010/02/Kryshki-ljukov-s-istoriei/)… Появилась надежда, что всемирная публичная галерея промышленного дизайна под открытым небом, в которой в чугунных гаммах представлена 150-летняя истории урбанизации, будет сохранена.

 

Принимаем заказы на художественное оформление

крышек чугунных люков.

 

Обращаться в отдел маркетинга

 Номер телефона (48444)  6-92-83  телефон: +7 (48444) 6-92-83

E-Mail  e-mail: marketing1@krontif.ru